"Русская Весна" (988) wrote,
"Русская Весна"
988

"Освобождение от героизма" или почему погибнет Европа

Я уже говорил о массовом гражданском героизме японцев, позволяющем называть их "последним народом"  в когорте рыхлых атомизированных обществ "золотого миллиарда". В данном случае интересна точка зрения самих "рыхлых" - если в Чернобыле, да и в Фукусиме, герои уходят в бессмертие в соответствии со "сверхчеловеческим" принципом  "пускай мы погибнем, но город спасем", то могут ли рассчитывать хоть на какое-то будующее те, кто публично апологизирует пошлое обывательское  "моя хата с краю..."?

"солидарность становится весьма сомнительным  достоинством",
"чувство долга по отношению к своей стране, своему обществу или государству не является имманентным для данной системы. И уж ни в коем случае не является обязанностью. К счастью.",
"Освобождение от принуждения к героизму..."


Думаю, еще лет 50 назад в Европе человек с такими взглядами вряд ли мог чувствовать себя рукопожатным. В приличном обществе.

*   *   *

Катастрофа в Японии: допустимо ли принуждение к героизму?


На разрушенных японских реакторах остается работать последняя группа добровольцев, которые с большой вероятностью пожертвуют своей жизнью. Йенс-Кристиан Рабе задается в газете Süddeutsche Zeitung вопросом: может ли либерально-демократическое общество принудить своих граждан к героизму?

"Похоже на то, что в Японии приходится жертвовать жизнями одних людей ради сохранения жизни других, - пишет автор. - Другими словами: для того, чтобы продолжить охлаждение поврежденного реактора, насколько это возможно, требуются помощники, которым придется подвергнуться облучению, наносящему тяжелый ущерб человеческому организму".

"Но Япония - не авторитарное государство, - продолжает газета. - Вскоре после того как в 1986 году случилась катастрофа в Чернобыле, советское руководство направило туда тысячи молодых солдат, так называемых ликвидаторов... Японское правительство такой возможности не имеет".

Как отмечает автор, подобного рода морально-этические проблемы в той или иной степени затрагиваются с разной степенью убедительности и разрешаются в знаменитых голливудских фильмах "День независимости", "Армагеддон" и "Гран Торино".

В общественно-политической системе, "в которой индивидууму приходится отстаивать свои интересы в столкновении с обществом, как это сплошь и рядом происходит в современном обществе информационного капитализма, солидарность становится весьма сомнительным достоинством", - констатирует Рабе. "В условиях либеральной демократии чувство долга по отношению к своей стране, своему обществу или государству не является имманентным для данной системы. И уж ни в коем случае не является обязанностью. К счастью. Однако атомная катастрофа, подобная нынешней в Японии, является предположительно крупнейшим несчастьем в истории постгероического общества - как с экологической, так и с политической точки зрения... Освобождение от принуждения к героизму является одним из самых парадоксальных завоеваний в истории человечества".

Доминирующее в сегодняшнем обществе либеральной демократии представление, почти что догма, состоит в том, что жизнь человека ни в коем случае не должна становиться средством для достижения цели, подчеркивает автор. Не в последнюю очередь поэтому политики так неохотно называли операции в Ираке и Афганистане "войнами". Ведь всякий знает, что войн без погибших не бывает. Но в случае использования людей при охлаждении реактора на АЭС "Фукусима-1", при котором вероятность их смерти столь велика, эта проблема обретает еще большую остроту.

Источник: Süddeutsche Zeitung
перевод "ИноСМИ"

Вместо ПОСТКРИПТУМА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →